Вход/Регистрация



Сейчас на сайте

Сейчас 82 гостей онлайн

Смотрите также по теме:

Проблемы утверждения критериев качества медицинской помощи в России PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Приморская медицинская ассоциация - Научно-практическое общество врачей ПМА
01.08.2016 00:00

pmaПроблемы утверждения критериев качества медицинской помощи в России

Минздравом России 05.07.2016 опубликован Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи".

Публикация: Опубликован проект новых критериев качества медицинской помощи - 2016

 

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте официальной правовой системы Гарант: Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи"

Итак, не успели мы привыкнуть и адаптироваться к критериям качества медицинской помощи, утвержденным 7 июля 2015 года приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», нашему вниманию уже предложены уже новые критерии (пока в проекте).

Смотрите наши публикации по теме ранее:

Утверждены критерии оценки качества медицинской помощи

Качество медицинской помощи: содержание и критерии

Еще раз о критериях оценки качества медицинской помощи

Составляющие качества медицинской помощи: порядки, стандарты, протоколы

Правовые аспекты оказания медицинской помощи при отсутствии утвержденного стандарта

В России назрела необходимость унификации клинических рекомендаций

После знакомства с проектом нового документа возникает целый ряд вопросов.

Прежде всего, отмечаем, что новые критерии не являются абсолютно новыми, они представляют собой переработку прежнего приказа № 422ан с существенными дополнениями, которые касаются конкретных нозологий, качество оказания помощи по которым предлагается зашифровать в конкретные критерии.

Сравним действующую и предлагаемую новую редакции первого раздела Критериев:

Действующая:

«Настоящие критерии оценки качества медицинской помощи (далее - Критерии) сформированы на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями»

Предлагаемая новая:

1.1. Настоящие критерии оценки качества медицинской помощи (далее – критерии качества) применяются при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.2. Критерии качества применяются в целях оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
1.3. Критерии качества применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

С одной стороны, первый раздел Проекта приказа призван привести Критерии в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части хорошо узнаваемых принципиальных моментов (наличие лицензии, степень достижения запланированного результата), однако, с удивлением не обнаруживаем здесь таких неотъемлемых составляющих обеспечения качества медицинской помощи, как порядки, стандарты и клинические рекомендации.

Напомним себе положения Федерального закона об обеспечении качества медицинской помощи:

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

… 4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи

… 2. Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

… и обратим внимание на то, что здесь идет обсуждение Проекта именно «Критериев оценки качества медицинской помощи"


Следующий раздел Проекта: в действующей редакции пункты 3 и 4 Приказа «Критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях» и «Критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара», в предлагаемой новой редакции пункты 2.1 и 2.2 «Критерии оценки качества в амбулаторных условиях» и «Критерии оценки качества в стационарных условиях и в условиях дневного стационара».

Содержание разделов практически идентично, исключение составляет лишь полное отсутствие в новой редакции единичных пунктов, непосредственно связанных с лечебно-диагностическим процессом и являющихся содержательными по сути, а именно:

В части «амбулаторных» критериев пропали:
- пп. «б», ч. 2: «проведение осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме не позднее 2 часов с момента обращения в регистратуру медицинской организации»;
- пп. «е»: «включение в план обследования и план лечения перечня лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинические рекомендации (протоколы лечения)»;
- пп. «н»: «лечение (результаты)» со всем содержимым: «отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией», «отсутствие осложнений, связанных с дефектами обследования, лечения, выбора метода хирургического вмешательства или ошибок в процессе его выполнения».

В части «стационарных» критериев пропали:
- пп. «б», ч. 2 – 4: «проведение первичного осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, безотлагательно», «проведение первичного осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, не позднее 2 часов с момента поступления пациента в приемное отделение (дневной стационар) медицинской организации» и «проведение первичного осмотра врачом профильного отделения медицинской организации не позднее 3 часов с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар)». То есть, осталась лишь ч. 1: «оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте»;
- пп. «е»: «включение в план обследования и план лечения перечня лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинические рекомендации (протоколы лечения);
- пп. «н»: «лечение (результаты)» со всем содержимым: «отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией», «отсутствие осложнений, связанных с дефектами обследования, лечения, выбора метода хирургического вмешательства или ошибок в процессе его выполнения» и «отсутствие внутрибольничной инфекции».

Дальнейшее рассмотрение Проекта документа показывает, что в основном содержание этих пунктов отражено в третьем разделе вновь разрабатываемого документа, однако теперь без отсылок к соответствующим порядкам, стандартам оказания медицинской помощи и клиническим рекомендациям (протоколам лечения).

Самым интересным, безусловно является содержание третьего раздела Проекта «Критерии качества по группам заболеваний (состояний)». Критерии представлены таблицами с наборами вопросов в различном количестве, от трёх до двадцати двух. Охват вышеуказанными критериями заболеваний более чем скромный, содержит всего 50 нозологий (или групп заболеваний) и покрывает только сегмент специализированной медицинской помощи. Ни одного пункта, посвященного критериям качества оказания первичной медико-санитарной помощи (проще говоря амбулаторной) просто нет. Стоит отметить, что если законодатель желает отразить в Критериях все уровни медицинской помощи и все заболевания, с которыми работает профессиональное медицинское сообщество, то даже на первый взгляд, таких компонентов должно быть никак не менее нескольких тысяч.

Самое яркое впечатление, которое оставляет знакомство с данным разделом Проекта – это возникающая аналогия с рассыпанной мозаикой или разрушенными пазлами, кусочков которых совсем-совсем не достаточно, чтобы сложилась целая картинка. Более того, возникает ощущение, что все эти части не являются компонентами одной картинки, поскольку неодинаковы ни по содержанию, ни по объему.

Отдельные компоненты данного раздела Критериев содержат указания на сроки оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме и проведения первичного осмотра, необходимость проведения отдельных медицинских вмешательств, а также некоторые ожидаемые результаты для отдельных заболеваний и состояний, для которых непосредственно разработаны данные наборы оценочных критериев. Указанные позиции встречаются в разных наборах и в разной комбинации, даже число пунктов везде разное – от 3 до 20. При этом не совсем понятно, на каком основании выбран именно этот набор критериев или из каких опорных документов они взяты.

Возникают вопросы:

Значит ли это, что теперь при оказании медицинской помощи с целью обеспечения ее качества мы должны ориентироваться не на известные порядки, стандарты оказания медицинской помощи и клинические рекомендации (протоколы лечения) по соответствующим направлениям, а на некие новые «Критерии качества», возникшие непонятно на какой основе (забегая вперед отметим, что данные критерии совершенно не являются приемниками законных механизмов обеспечения качества медицинской помощи по 323-ФЗ)?

Значит ли это, что качество медицинской помощи по заболеваниям, для которых не разработаны данные критерии, не должно обеспечиваться и оцениваться вовсе? А если должно, то по каким критериям?

Значит ли это что при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях качество должно быть обеспечено лишь по общим критериям второго раздела Критериев, вне зависимости от нозологии?

Каким образом и в каких документах закреплено требование об исполнении именно этих выборочных критериев качества практикующими врачами?

И т.д. и т.п.

Положительный ответ на любой из этих вопросов означает противоречие Федеральному закону. 323-ФЗ корреспондирует обществу, что «Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний», и «на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения)». Никакой подзаконный нормативный акт (каковым является по статусу любой приказ Министерства здравоохранения) не может противоречить положениям Федерального закона.

Здравый смысл и закон подсказывают, что прежде чем что-либо контролировать, необходимо установить требования к выполнению. В данном случае, к сожалению, ситуация напоминает постановку телеги впереди лошади. Совершенно очевидно, что сначала должна быть полностью укомплектована, упорядочена и отработана нормативная база, устанавливающая требования к обеспечению качества медицинской помощи, а именно порядки, стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (протоколы лечения). Нам всем хорошо известно, что до сегодняшнего дня в данном направлении далеко не все вопросы являются решенными. По этому поводу смотрите наши публикации:

Составляющие качества медицинской помощи: порядки, стандарты, протоколы

Правовые аспекты оказания медицинской помощи при отсутствии утвержденного стандарта

В России назрела необходимость унификации клинических рекомендаций

В завершение, справедливости ради стоит отметить, что ныне действующие Критерии качества, утвержденные приказом от 7 июля 2015 года № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», хотя и носят отсылочный характер, и не лишены недостатков, однако в большей степени соответствуют современному медицинскому праву и медицинской практике.

В настоящее время Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (подготовлен Минздравом России 05.07.2016) доступен для ознакомления и публичного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных актов ( http://regulation.gov.ru/projects#npa=50309 ), где можно оставлять комментарии и предложения по Проекту.

Бродская Т.А. Проблемы утверждения критериев качества медицинской помощи в России // Приморская медицинская ассоциация, - 2016

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Самое читаемое