Вход/Регистрация



Сейчас на сайте

Сейчас 340 гостей онлайн

Смотрите также по теме:

Новый статус клинических рекомендаций: продолжаем обсуждение PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Приморская медицинская ассоциация - Научно-практическое общество врачей ПМА
31.01.2019 00:00

pmaНовый статус клинических рекомендаций: продолжаем обсуждение

В предыдущих публикациях мы обсуждали поправки в федеральном законодательстве, касающиеся клинических рекомендаций и практические последствия их введения. Подробнее смотрите:

Подписан федеральный закон о клинических рекомендациях

Обсуждение нового статуса клинических рекомендаций (закон)

 

В продолжение разговора рассмотрим наиболее существенные изменения в ФЗ-323, они касаются статей 10 (Доступность и качество медицинской помощи), 37 (Организация оказания медицинской помощи), 64 (Экспертиза качества медицинской помощи), ...

Приведем прежние и новые редакции статей ФЗ-323 в сравнительном аспекте для наглядности.

Так, статья 10 "Доступность и качество медицинской помощи" излагается следующим образом:

Редакция ФЗ-323 до 1 января 2019
Редакция ФЗ-323 с 1 января 2019

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством РФ требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

10) применением телемедицинских технологий (п. 10 введен ФЗ от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

 

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

4) применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи (Пункт 4 изменен с 1 января 2022 г. - ФЗ от 25.12.2018. N 489-ФЗ);

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством РФ требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

10) применением телемедицинских технологий (п. 10 введен ФЗ от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

Статья 37 претерпела самые существенные изменения, она полностью изложена в новой редакции и даже название свое поменяла с прежнего "Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи" на "Организация оказания медицинской помощи":

Редакция ФЗ-323 до 1 января 2019
Редакция ФЗ-323 с 1 января 2019

Статья 37. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи

1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 55-ФЗ)

2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

4. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

(в ред. ФЗ от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

5. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

 

Статья37. Организация оказания медицинской помощи

1. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видаммедицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;(Пункт 3 вступает в силу с 1 января 2022 г.)

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

3. Клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации, формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании установленных им критериев. (ред. от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ)

4. Клинические рекомендации подлежат рассмотрению научно-практическим советом, созданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.По результатам рассмотрения научно-практический совет принимает решение об одобрении, отклонении или направлении клинических рекомендаций на доработку, после чего возвращает указанные клинические рекомендации в представившую их медицинскую профессиональную некоммерческую организацию с приложением соответствующего решения.

5. В состав научно-практического совета входят представители подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти научных организаций, образовательных организаций высшего образования, медицинских организаций. Положение о научно-практическом совете и его состав утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом, утверждаются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

7. По каждому заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний) для взрослых и детей может быть одобрено и утверждено соответственно не более одной клинической рекомендации.

8. В случае поступления в научно-практический совет нескольких клинических рекомендаций по одному заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний) от нескольких медицинских профессиональных некоммерческих организацийнаучно-практический совет либо принимает решение об одобрении одной из поступивших клинических рекомендаций, либо организует работу по совместной разработке медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, направившими указанные клинические рекомендации, одной клинической рекомендации.

9. Порядок и сроки разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовая форма клинических рекомендаций и требования к их структуре, требования к составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации, порядок и сроки одобрения и утверждения клинических рекомендаций, критерии принятия научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении или направлении на доработку клинической рекомендации либо решения о пересмотре клинической рекомендации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10. Клинические рекомендации пересматриваются не реже одного раза в три года.

11. В случае непредставления для одобрения или пересмотра медицинскими профессиональными некоммерческими организациями в установленные сроки клинических рекомендаций разработку клинических рекомендацийосуществляет научно-практический совет с привлечением иных медицинских профессиональных некоммерческих организаций, имеющих в своем составе медицинских работников по соответствующей специальности.

12. Медицинские профессиональные некоммерческие организации имеют право разрабатывать клинические рекомендации по заболеваниям, состояниям (группам заболеваний, состояний), не включенным в перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), предусмотренный частью 3 настоящей статьи. Такие клинические рекомендации подлежат одобрению и утверждению в порядке, установленном настоящей статьей.

13. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом и утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

14. Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной ВОЗ;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

15. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

16. В целях единообразного применения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи при необходимости уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут издаваться соответствующие разъяснения.

Изменения в статье 64 "Экспертиза качества медицинской помощи":

Редакция ФЗ-323 до 1 января 2019
Редакция ФЗ-323 с 1 января 2019

Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи

1. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

2. Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

4. Экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья64. Экспертиза качества медицинской помощи

1. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

2. Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состоянийна основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Часть 3 изменена с 1 января 2022 г. - ФЗ от 25.12.2018 N 489-ФЗ)

3. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

4.Экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательствомРФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной властина основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 настоящей статьи.(Часть 4 изменена с 1 января 2022 г. - ФЗ от 25.12.2018. N 489-ФЗ)

 

Резюмировать сравнения можно следующим образом, с учетом времени введения новых положений.

Медицинская помощь будет оказываться в соответствии с порядками оказания медпомощи, на основе клинических рекомендаций и лишь с учетом стандартов медпомощи, а качество медицинской помощи будет обеспечиваться применением клинических рекомендаций, наряду с порядками оказания и стандартами медпомощи (с 2022 года);

Программа госгарантий бесплатной медпомощи также будет формироваться на основе клинических рекомендаций, а не стандартов (с 2022 года);

Экспертиза качества медпомощи будет проводиться по клиническим рекомендациям, при этом экспертиза качества медпомощи в системе ОМС будет проводиться по тем же Критериям оценки качества, которые приняты Минздравом России в целях выявления нарушений при оказании медпомощи (с 2022 года);

Минздрав России утвердит перечень нозологий, по которым нужно разработать клинические рекомендации. По каждой нозологии можно утвердить всего одну клиническую рекомендацию. Если их предлагается больше, уполномоченным Минздравом органом должны бвть выбрны одни рекомендации;

Все клинические рекомендации должны быть созданы и/или обновлены  (для ссуществующих) в ближайшие три года (до 1 декабря 2021 года). Уже принятые клинические рекомендации действуют вплоть до их пересмотра, но не позднее чем до 1 декабря 2021 года;

Клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медуслуг (по номенклатуре медуслуг). "Почти готовые" клинические рекомендации рассмотрит научно-практический совет при Минздраве России, который одобрит, отклонит клинические рекомендации или возвратит на доработку. Одобренные клинические рекомендации утверждаются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и публикуются на сайте Минздрава России. Подробную процедуру утвердит Минздрав России. Он же вправе выпускать разъяснения к клиническим   рекомендациям;

Стандарты медицинской помощи, в свою очередь, разрабатываются на основе клинических рекомендаций. Препараты и медизделия, не поименованные в клинических рекомендациях и стандарте, могут быть назначены пациенту только по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям/в случае индивидуальной непереносимости;

Региональные органы управления здравоохранения теперь должны будут создавать условия не только для обеспечения доступности медпомощи (это было всегда), но и ее качества;

Материал подготовлен руководителем научно-практического общества врачей Приморской медицинской ассоциации (Т.А.Бродская)

Следите за нашими публикациями по теме.

Смотрите также по теме:

Подписан федеральный закон о клинических рекомендациях

Обсуждение нового статуса клинических рекомендаций (закон)

Национальные цели и стратегические задачи здравоохранения России согласно Указа Президента №204

Сообщения пресс-службы Минздрава России о клинических рекомендациях

Минздрав о механизмах предотвращения врачебных ошибок

От оценки качества медицинской помощи к обеспечению ее качества

Минздрав меняет стандарты на клинические рекомендации

Новые критерии качества медицинской помощи: обсуждение


Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Самое читаемое

Популярное