Вход/Регистрация



Сейчас на сайте

Сейчас 227 гостей онлайн

Смотрите также по теме:

Новая форма первичной помощи - домохозяйства PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Приморская медицинская ассоциация - Статьи
25.12.2015 00:00

1098Новая форма первичной помощи - домохозяйства

Минздрав планирует переложить ответственность за первичную доврачебную помощь на селе на домохозяйства.

С конца 2015 года в селах, где менее ста жителей, будут создавать специальные «медицинские» домохозяйства.

Житель села, будь он фермером или дояром, пройдя небольшую учебу у местных врачей, начнет выдавать страждущим таблетки от сердечной и головной боли,

измерять давление, накладывать шины. В критических случаях он обязан связаться с районной больницей по телефону и доложить о ситуации.

Таким образом, министерство здравоохранения намерено решить проблему как недостатка бюджета, так и хронического дефицита сельского медперсонала.

Например, ситуация Приамурье. «В половине деревень Приамурья нет ФАПов, 37 процентов вакансий врачей свободны. Денег выделяется недостаточно, таковы реалии, — говорит председатель комитета по вопросам соцполитики Заксобрания Приамурья Сергей Иванов. — На 2016 год планируется урезать бюджетную сеть еще на 11 процентов. Что касается домохозяйств, которые будут оказывать медуслуги, то у меня к этому отношение отрицательное».

Но есть и другая точка зрения. «В нашем районе такие домохозяйства уже есть, — говорит замглавы по соцвопросами администрации Серышевского района Ирина Халяпина. — И мы хотим создать еще пять. В селе Широкий Лог фельдшер вышел на пенсию, но согласился оказывать за небольшую плату первичную помощь односельчанам. Я считаю, что для маленьких сел это выход». Главы районов из всех сил пытаются сохранить в селах остатки былой медицины. Деваться им некуда — народ вот он, рядом.

«Мы, наверное, люди второго сорта, — говорит жительница Мазановского района Ирина Прокопенко. — Сначала в селах позакрывали больнички, где мы лечились и рожали детей, и мы были вынуждены за сто километров ездить в район по бездорожью. Потом начали закрывать и ФАПы. Теперь вводят каких-то фельдшеров-любителей».

Но опыт Омской области, первого региона, где эксперимент по «самолечению» начался еще пять лет назад, показал, что с умом организованные домохозяйства действительно выручают, пока до заброшенного села доберется неотложка или санавиация.

Выбор «народного доктора» доверили самим сельчанам, которые точно знают, на кого в селе действительно можно положиться. Впрочем, большинству волонтеров уже не раз приходилось выручать односельчан из беды. Многие из них — бывшие врачи, пожарные, ветеринары, которые остались без работы, когда сельхозпредприятия пришли в упадок.

К примеру, опыту Людмилы Агаповой из села Мечебиново может позавидовать дипломированный доктор. Бывшему фельдшеру приходилось обслуживать пять деревень в любое время дня и ночи. «Я более пятидесяти родов приняла в сложных полевых условиях, — вспоминает Людмила Николаевна. — Приходилось и на лошадях ездить, и операции самой делать». Конечно, если есть такие люди — это лучший вариант. Другое дело, что чаще всего фельдшеры-пенсионеры и без всяких инициатив сверху продолжают по мере сил помогать односельчанам. А вот не наделают ли ошибок и не навредят заболевшим люди, не имевшие вообще никакого медицинского образования, — большой вопрос. Тем не менее жители деревень, где даже зеленки купить негде, инициативе оказались рады. Сегодня в Омской области действует уже 451 домовое хозяйство.

В Минздраве подтвердили: привлечение домохозяйств к оказанию первой помощи не заменяет квалифицированного лечения.

Но в маленьких селах, где живут менее 100 человек и нет ни амбулатории, ни фельдшерского пункта, задача таких домохозяйств — оказать первую помощь при несчастном случае, травме или отравлении и, самое главное, быстро вызвать врачебную бригаду. Именно поэтому в приказе Минздрава РФ указано, что ответственные лица в таких домохозяйствах проходят обучение оказанию первой помощи, уточнил руководитель информационного департамента минздрава Олег Салагай.

Кроме того, их учат распознавать признаки самых частых опасных состояний — прежде всего сердечного приступа, инфаркта и инсульта. Но ни о каком самолечении тут и речи нет — ликбез нужен для того, чтобы не затянуть с вызовом «скорой». Для этого домохозяйство обеспечивается бесплатной связью, причем не только с ближайшим медучреждением, но и территориальным центром медицины катастроф. В дальнейшем все такие точки получат доступ к Интернету.

Первичная медпомощь в отдаленных селах оказывается с помощью выездных врачебных бригад. И приезжать такие бригады, в состав которых входят врачи разных специальностей, должны к селянам минимум дважды в год. В минздраве говорят, что в 2014 году мини-поликлиники на колесах приняли уже 600 тысяч человек.

Официальные документы Минздрава:

Письмо Минздрава России от 20.07.2015 N 17-9/10/2-3963 О дополнительных мерах по обеспечению доступности медицинской помощи жителям малочисленных и труднодоступных населенных пунктов

 

Приказ Минздрава России от 23.06.2015 N 361н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2015 N 37921)

 

Приводим текст:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПРИКАЗ
от 23 июня 2015 г. N 361н
 
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 МАЯ 2012 Г. N 543Н
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ
МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ"
 
Приказываю:
Внести изменения в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г., регистрационный N 24726).
Министр В.И.СКВОРЦОВА
 
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 23 июня 2015 г. N 361н
 
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 МАЯ 2012
Г. N 543Н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ
ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ"
 
1. Пункт 11 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н (далее - Положение), изложить в следующей редакции:
"11. В малочисленных населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, в том числе временных (сезонных), находящихся на значительном удалении от медицинских организаций или их структурных подразделений (более 6 км), медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, на территории обслуживания которых расположены такие населенные пункты, осуществляют организацию оказания первой помощи населению до прибытия медицинских работников при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, с привлечением одного из домовых хозяйств (домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, создаются из расчета не менее 1 домового хозяйства на каждый населенный пункт).
Организация оказания первой помощи с привлечением одного из домовых хозяйств включает:
обеспечение домохозяйства средствами связи;
обеспечение домохозяйства связью с территориальным центром медицины катастроф;
обеспечение домохозяйству доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
формирование укладок для оказания первой помощи;
информирование населения о домохозяйстве, оказывающем первую помощь, и обучение ответственных лиц домохозяйства навыкам оказания первой помощи;
обеспечение памятками о взаимодействии ответственных лиц домовых хозяйств с медицинскими организациями;
обеспечение лиц, оказывающих первую помощь, а также лиц, имеющих высокий риск развития внезапной сердечной смерти, острого коронарного синдрома и других жизнеугрожающих состояний, и членов их семей методическими пособиями и памятками по оказанию первой помощи при наиболее часто встречающихся жизнеугрожающих состояниях, являющихся основной причиной смертности (в том числе внезапной сердечной смерти, острого коронарного синдрома, острого нарушения мозгового кровообращения), содержащими сведения о характерных проявлениях указанных состояний и необходимых мероприятиях по их устранению до прибытия медицинских работников.".
2. Пункт 19 Положения изложить в следующей редакции:
"19. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения, с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых, медицинских сестер врача общей практики, фельдшеров (акушеров) в полном объеме.
Первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебных амбулаториях.
19.1. В населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов (далее - выездные формы работы), не реже 2 раз в год.
19.2. В населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются:
фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км;
домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
19.3. В населенных пунктах с числом жителей 301 - 1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.
19.4. В населенных пунктах с числом жителей 1001 - 2000 человек организуются:
фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км;
центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебная амбулатория в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
19.5. При наличии водных и других преград, удаленности от ближайшей медицинской организации, низкой плотности населения (в 3 раза ниже среднероссийского показателя) численность обслуживаемого населения и расстояние до ближайшей медицинской организации может корректироваться относительно рекомендуемой численности обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом или фельдшерским здравпунктом населения.
В случае преимущественного (более 40%) проживания населения старше трудоспособного возраста в населенном пункте с числом жителей более 100 человек могут быть организованы как фельдшерско-акушерские пункты, так и фельдшерские здравпункты.
19.6. В населенных пунктах с числом жителей более 2000 человек для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи организуются врачебные амбулатории вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации либо структурного подразделения (отделения) медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.".
3. Пункт 1 приложения N 3 к Положению изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета (отделения) доврачебной помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)) (далее - Кабинет).".


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июля 2015 г. N 17-9/10/2-3963
 
В соответствии с данными Росстата, численность сельского населения в Российской Федерации сократилась в 2014 году на 0,8%, или на 300 тыс. человек, а доля его в общей структуре населения уменьшилась на 1,5% по сравнению с 2011 годом.
По результатам переписи населения 2010 года численность сельских населенных пунктов составила 153,1 тыс., что на 1,4% меньше по сравнению с данными переписи 2002 года, а количество населенных пунктов без населения увеличилось на 48% и составило почти 19,5 тыс. населенных пунктов.
При этом почти 82,8 тыс. населенных пунктов имеют численность населения менее 100 человек. В них проживают менее 2 млн человек.
Учитывая сложившиеся демографические особенности, Министерством здравоохранения Российской Федерации принято решение о дополнительных мерах нормативно-правового регулирования, направленных на обеспечение доступности жителям малочисленных и труднодоступных населенных пунктов первой и медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 361н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (далее - приказ Минздрава России от 23 июня 2015 г. N 361н) регламентируется создание как минимум 1 домохозяйства, оказывающего первую помощь (далее - домохозяйство), в каждом населенном пункте с числом жителей менее 100 человек, в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации или ее структурного подразделения превышает 6 км.
Учитывая вышеизложенное, в целях повышения доступности и качества медицинской помощи сельским жителям считаю необходимым:
1. Организовать во всех населенных пунктах численностью до 100 человек и расположенных на расстоянии более 6 км от ближайшей медицинской организации, домохозяйство.
2. Обеспечить домохозяйства бесперебойными средствами связи (телефон стационарный, мобильный или спутниковый), доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (по возможности).
3. Укомплектовать домохозяйства укладками первой помощи и обеспечить их своевременное пополнение, определив ответственных за это лиц.
4. Организовать обучение представителей домохозяйств методам и приемам оказания первой помощи, алгоритму действий в разных условиях.
5. Создать в медицинских организациях субъектов Российской Федерации или их структурных подразделениях круглосуточные консультативные врачебные пункты, связанные с домохозяйствами. В зависимости от региональных особенностей, указанные пункты могут быть созданы на базе больниц скорой медицинской помощи, участковых больниц, станций скорой и неотложной медицинской помощи или территориальных и региональных центров медицины катастроф. Основная задача круглосуточных консультативных врачебных пунктов - консультирование домохозяйств, а также, в случае необходимости, координация работы экстренных служб, ответственных за оказание медицинской помощи населению.
6. Организовать для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек - вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации и от 100 до 300 человек с расстоянием менее 6 км до ближайшей медицинской организации - выездные формы медицинского обслуживания, включая проведение выездных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 1011н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. N 36ан "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения").
7. Издать региональные нормативные правовые акты по вопросам территориального планирования, организации домохозяйств и круглосуточных консультативных врачебных пунктов, с указанием ответственных за функционирование сети домохозяйств лиц, перечня населенных пунктов, в которых создаются домохозяйства, перечня медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям сельских населенных пунктов, их адреса и зоны обслуживания, в том числе в части организации выездных форм работы, а также требования к размещению медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, с учетом региональных особенностей на основании требований приказа Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (в редакции приказа Минздрава России от 23 июня 2015 г. N 361н) и представить их копии в Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок до 20 августа 2015 года на бумажном носителе и в электронном виде на адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .
В.И.СКВОРЦОВА
 
Вас также заинтересует:

Как повысить доступность и качество сельской медицины?

Нехватка медицинских работников: новости Российских регионов

Единовременные выплаты медикам Приморья, решившим работать на селе

Медикам отдаленных деревень России разрешили продавать лекарства пациентам

Регионам необходимо акцентировать внимание на сельском здравоохранении

Государство обеспокоено проблемой кадрового обеспечения медицины

Дежурство на дому врачам оплатят по-новому

Медицина и медики российских регионов продолжают взывать о помощи

Министр Т. Голикова рассказала о привлечении в отрасль молодых кадров

Леонид Рошаль: что нужно изменить в здравоохранении

Модернизация здравоохранения привела к увеличению платных медуслуг

В России люди умирают даже от несмертельных болезней

Инспекция Росздравнадзора: качество медицинской и лекарственной помощи в регионах

Дефицит медперсонала в России обсужден правительством

Минздрав рапортует об удовлетворенности населения России медпомощью

Проблемы российской медицины - новости регионов

Медицина частично переместится в торговые центры?

Государство планирует повышать зарплату медработников с помощью "Эффективных контрактов"

Программа модернизации здравоохранения станет самой масштабной в истории России

Магов и колдунов в России значительно больше, чем медиков

Продолжаем дискуссию о статусе врача: Заметки брюзжащего медика

 

 
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Самое читаемое

Популярное