Круглый стол «Врач и пациент: правовое поле, вопросы взаимодействия»

Вход/Регистрация



Сейчас на сайте

Сейчас 107 гостей онлайн

Смотрите также по теме:

Круглый стол «Врач и пациент: правовое поле, вопросы взаимодействия» PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Приморская медицинская ассоциация - Статьи
12.04.2013 12:03

medical_bag_256Круглый стол «Врач и пациент: правовое поле, вопросы взаимодействия»

Заседание прошло 10 апреля 2013 года в информационном агентстве «ГАРАНТ» и транслировалось на всю страну.

Понятия "право на охрану здоровья", "право на медицинскую помощь", "права пациента" и "права потребителя медицинских услуг" не тождественны. С 1 января 2013 года введены новые правила предоставления платных медицинских услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006. Они предусматривают более четкое разграничение порядка и условий предоставления услуг бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, и платных медицинских услуг.
Правилами определено содержание понятий "платные медицинские услуги", "потребитель", установлена обязанность информирования граждан путем размещения на интернет-сайте медицинской организации или на информационном стенде про основные виды медицинской помощи, которую должны оказать бесплатно, с указанием перечня платных услуг с ценами и порядком оплаты, про медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг с графиком работы.

С другой стороны, информация о видах лечения гарантированных обязательным медицинским страхованием, о правилах оказания лечебно-профилактической помощи способствует готовности пациентов обратиться в суд для защиты нарушенных прав в учреждениях здравоохранения.

Серьезные пробелы существуют в понимании того, как на практике при оказании медицинской помощи с использованием информационных и телемедицинских технологий применять правовые принципы. Таким образом, всем участникам системы здравоохранения в равной степени необходима поддержка в предупреждении нарушений и разрешении конфликтов.

Обсуждение условий реализации прав пациентов и врачей по обозначенным вопросам пройдут в рамках круглого стола "Врач и пациент: правовое поле, вопросы взаимодействия".

В обсуждении приняли участие представители Министерства здравоохранения, юристы, главные врачи медицинских организаций, представители отраслевых СМИ и медицинских информационных ресурсов.

 

Работа круглого стола по теме «Врач и пациент: правовое поле, вопросы взаимодействия» транслировалась в режиме он-лайн на все регионы России. В обсуждении непростой темы приняли участие представители Минздрава РФ, юристы, главные врачи медучреждений, журналисты отраслевых СМИ. Открывая заседание, Анжелика Волкова сделала акцент на проблеме ответственности медицинского работника перед пациентом.

С юридической точки зрения и врач, и пациент имеют и права, и обязанности – каждый свои. Это отметил Антон Радус, юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ». Так, пациент вправе получать информацию о состоянии своего здоровья, консультироваться у специалистов, выбирать врача или медицинскую организацию, отказаться от медицинского вмешательства, получить возмещение вреда здоровью.

Появление законодательно закреплённых обязанностей пациента ведёт к тому, что он теперь не рассматривается как пассивная фигура, он сам может принимать решения. Пациент обязан заботиться о состоянии своего здоровья, проходить медицинские осмотры и лечиться, соблюдать режим лечения и правила поведения в медицинских организациях. Врач, со своей стороны, обязан оказывать медицинскую помощь, соблюдать врачебную тайну и предоставлять пациенту необходимую информацию.

Важно создать партнёрские отношения между врачом и пациентом. Чтобы выполнять свои обязанности, больной должен быть информирован как можно более полно – и понимать, с какой целью совершаются те или иные действия. Врач обязан предоставлять пациенту по первому требованию результаты обследования, диагноз, прогноз развития заболевания, сообщать о возможных видах медицинского вмешательства, методах оказания медицинской помощи и связанных с ними рисками и т.д.

Что такое полная информированность, на законодательном уровне чётко не прописано. Но пациенты должны знать, что право на информацию не реализуется само по себе, врач не должен сообщать сведения по своей инициативе. Однако он обязан ответить на прямой вопрос пациента. Нет вопроса – нет и информации, и закон со стороны врача по отношению к больному не нарушен. Этим обусловлена самая распространённая проблема: при недостаточной осведомлённости пациенту трудно принять обоснованное взвешенное решение о лечении. Например, он может недооценивать опасность обнаруженной патологии и откладывать лечение, в то время как это недопустимо и болезнь прогрессирует.

В то же время полное информирование пациента о возможных осложнениях не всегда идет ему во благо. Человек, не имеющий медицинского образования, не в состоянии оценить риск и пользу проводимых вмешательств.

Между тем, зачастую лечение больного сопряжено с рисками, которые врач оценивает и принимает решение, беря на себя ответственность. Позволяя больному участвовать в процессе лечения, в случае неэффективной терапии врач может сложить с себя ответственность, заявив, что пациент так захотел.

В условиях изменившегося законодательства пациент получил возможность выбора лечебного учреждения – гражданин, имеющий полис ОМС, может лечиться в любом ЛПУ. Помочь пациентам выбрать лучшее учреждение в настоящее время могут советы знакомых, отзывы на многочисленных форумах, статистические данные на официальных сайтах Министерства здравоохранения. Но в оценках пациентов отсутствует объективность и их данные сильно разнятся. Что касается официальной статистики, то она не учитывает данных частных лечебных учреждений, так как они не обязаны представлять отчёты.

Татьяна Брескина, доктор медицинских наук, эксперт Премий Правительства РФ в области качества, эксперт Регистра ГОСТ по сертификации систем менеджмента качества, выразила мнение, что должны быть не только субъективные, но и объективные критерии рейтингов учреждений, оказывающих медицинскую помощь. Президент России Владимир Путин предложил публиковать рейтинги лечебных учреждений. Но оценочные критерии должны быть согласованы с Министерством здравоохранения. Рейтинговые системы уже разработаны, однако пока они не вступят в действие, подкреплённое на законодательном уровне право пациента выбрать ЛПУ так и останется декларацией.

В правоотношениях врача и пациента существует дисбаланс. Средства массовой информации, медицинские юристы, страховые медицинские организации изначально занимают сторону пациента. Коллеги-врачи редко поддерживают друг друга. На стороне врача выступают профессиональные ассоциации и профсоюзы, иногда – администрация медицинских учреждений. Бывают случаи, когда пациент угрожает врачу физической расправой или неадекватно ведёт себя, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Противостоять этому доктор не может. В Украине при больницах существуют посты милиции. В России дежурный полицейский при лечебно-профилактическом учреждении – давно назревшая необходимость, выразил своё мнение Иван Печерей, кандидат медицинских наук, редактор-эксперт объединенной редакции «Здравоохранение» ИД МЦФЭР, юрисконсульт соцсети для врачей «Доктор на работе».

 

«Мы добились: системой здравоохранения недовольны половина населения страны и большинство медработников», – такое мнение высказал Александр Иванов, главный редактор объединённой редакции «Здравоохранение» ИЦ «МЦФЭР-Медицина» в ходе круглого стола.

«В течение 20 лет говоря о необходимости построения пациентоцентристской модели здравоохранения, мы увеличили расходы государства и граждан на медицинскую помощь, внедрили принцип «деньги следуют за больным» и развели пациентов и медиков по разные стороны «прилавка». Мы научились имитировать социологические исследования «удовлетворённости пациента» силами среднего медперсонала, сформировали «обязательные для организации и необязательные для врача» стандарты и сохранили систему экспертной оценки качества медпомощи. Мы снизили престиж профессии врача и спровоцировали отток кадров из отрасли», – констатировал Александр Иванов.

Эксперт убежден: принято считать, что платные услуги хотят оказывать ЛПУ, но на самом деле этого хочет законодатель. В федеральном законе № 83-ФЗ написано, что он «направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения) расходов бюджетов на их предоставление, путём создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных средств».

Введение платных услуг в государственных ЛПУ создает коллизии в соблюдении прав пациентов. Больной знает, что у него есть права гражданина, потребителя, пациента. И ему совсем неинтересно, можно ли их реализовать, ничего не нарушив. Это трудности медицинской организации. «Парадоксально, но в обязанностях медицинских организаций не прописано, что они должны охранять права пациента», – отметил Александр Иванов.

Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи. Медицинские организации имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги на иных условиях, чем это предусмотрено в программе государственных гарантий. Возникает вопрос: можно ли по желанию пациента оказать медицинские услуги на тех же условиях, что и в программе госгарантий? Если нельзя, то как же права пациента и его желание лечиться за свои же деньги?

При оказании платных медицинских услуг не должны ущемляться права других граждан, получающих медицинскую помощь безвозмездно, в рамках территориальной программы госгарантий. Ущемляются ли права пациентов, если другим пациентам за плату предоставляется: приём врача, исследование и плановая госпитализация вне очереди, услуги медицинского персонала более высокой квалификации? Вопрос риторический. Всё это ведёт к конфликтам между пациентами и медицинской организацией и влияет отрицательно на имидж системы здравоохранения в целом.

Ещё один важный момент: медорганизации имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Такая анонимность недостижима на практике – с пациентом должен быть заключён договор на оказание платных услуг, в котором обязательно указываются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, телефон потребителя и перечень платных услуг, предоставляемых в соответствии с договором. К тому же медицинская организация обязана вести документацию и представлять отчётность в официально установленном порядке.

Кроме того, за плату допускается применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи. В данном случае непонятно – замена препарата – это услуга или продажа? Если продажа, то должна быть лицензия на фармацевтическую деятельность. Если услуга – то нужно ее четко сформулировать. И как конкретный бренд окажется в медицинской организации, если закупки лекарств проводятся по закону № 94-ФЗ, т.е. по международному непатентованному названию? Не урегулирован и вопрос возможности применения медицинского изделия, предоставленного самим пациентом.

Пациент сейчас получил право влиять на лечение – и получается, что в некоторых ситуациях ЛПУ не может предоставить больному помощь в соответствии с профессиональными знаниями врачей. Что же происходит с другим влиятельным лицом –  экспертом страховой компании? Он может существенно изменить ход лечения, перечень назначений и медицинских процедур. Такое вмешательство фактически является медицинской деятельностью и требует соответствующей лицензии. Страховые компании ее не имеют.

Качество платных услуг должно соответствовать условиям договора или требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. Экспертиза медицинской помощи, оказанной вне сферы ОМС, проводится Росздравнадзором на основании «Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи» (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2006 № 905), с привлечением экспертов, аккредитованных Федеральной службой по аккредитации (Постановление правительства РФ от 20.08.2009 № 689). Но нет стандартов качества медицинской помощи – есть «Стандарты медицинской помощи».

Чтобы соблюсти права пациента в полном объёме, ему должна быть предоставлена информация о профессиональном образовании и квалификации медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу. Однако персональные данные медработника не могут быть предоставлены третьим лицам без его согласия. Получается, надо выбрать, чьи права нарушить – врача или пациента.

После исполнения договора больному должны выдать медицинские документы – копии и выписки. А если пациент не расплатился за указанные услуги? Всё равно должны. У медработников нет рычагов влияния на такую ситуацию.

Медицинские организации несут и другие финансовые риски. В случае неудовлетворённости потребителя оказанными медицинскими услугами они компенсируют ему неустойки, убытки, платят штрафы в пользу государства (Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 и Гражданский кодекс РФ гл. 59).

Подводя итог, Александр Иванов констатировал, что накопилось огромное количество вопросов, не имеющих ответов. Ситуацию может исправить только внесение соответствующих изменений в законодательство.

 

Подготовлено по материалам информационных агентств, ИА Гарант, РИА-АМИ (материалы Елены Добра) и др.

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Самое читаемое

Популярное